Журнал "Интенсивная терапия" » Клинические наблюдения » Ученые обнаружили связь между страной проживания и риском возникновения целиакии
15.07.2014

Ученые обнаружили связь между страной проживания и риском возникновения целиакииМеждународная группа ученых обнаружила связь между страной проживания и риском возникновения целиакии - врожденного заболевания, при котором возникает неполное расщепление глютена (белка клейковины злака) из-за недостатка определенного фермента.

Исследование проводила группа генетиков, объединенная организацией «Экологические факторы, определяющие юношеский диабет», которая изучила данные 6403 новорожденных с одним или двумя группами генов HLA-DR3-DQ2 и HLA-DR4-DQ8.

Именно гены HLA отвечают за распознание иммунной системой глютена. В течение 5 лет наблюдения за детьми, у 291 из которых развилась целиакия и у 786 аутоиммунная форма целиакии.

Самый высокий риск развития заболевания зафиксирован у детей с двумя копиями HLA-DR3-DQ2. К 5 годам диагноз целиакия был поставлен у 12% детей, у 26% - ее аутоиммунная форма.

У детей с одной копией HLA-DR3-DQ2 эти риски составили - 3 и 11% соответственно.

Около 90% пациентов с целиакией являются носителями гена HLA-DR3-DQ2.

В результате исследования также выяснилось, что детей из Швеции наблюдались более тяжелые симптомы, чем у представителей США, Финляндии и Германии, даже при наличии такого же генотипа.

Открытие ученых дает возможность заранее выявить детей с наивысшим риском развития целиакии. Это в свою очередь, позволит родителям и врачам более тщательно наблюдать за детьми и обнаружить заболевание на ранних стадиях.