Бесплатная консультация
Онлайн скорая помощь

Консультируют врачи 03.ru
Скорая Помощь Онлайн.

Ваше Имя:

Ваш Email:

Раздел:

Текст вопроса
Captcha
Введите цифры слева
Журнал "Интенсивная терапия" » Журнал » N1 - 2005 » Первичная постдипломная подготовка анестезиолога-реаниматолога: опыт, проблемы, перспективы
  • 0
  • 12888
15.08.2012

Первичная постдипломная подготовка анестезиолога-реаниматолога: опыт, проблемы, перспективы

Успехи современной анестезиологии и реаниматологии обусловили прогресс оперативного и консервативного лечения больных, находящихся в экстремальном состоянии. То обстоятельство, что врач анестезиолог-реаниматолог, вступая в контакт с больными, находящимися в угрожающих жизни состояниях, должен оперативно определять тактику их дальнейшего лечения, ставит вопросы не только о необходимости профессиональной подготовки, но и формирования специфического мышления, активного поведенческого стереотипа врачей этой специальности. Анестезиология уже давно не относится к числу "узких" специальностей, и количество врачей анестезиологов-реаниматологов находится на четвертом месте после терапевтов, хирургов и акушеров-гинекологов [4].

По мере становления специальности преподавание анестезиологии и реаниматологии в ВУЗе и постдипломная подготовка врачей анестезиологов-реаниматологов постоянно претерпевают изменения. Вопросы постдипломного образования неоднократно обсуждались на Пленумах и съездах анестезиологов-реаниматологов (Ярославль, 1971; Красноярск, 1981; Ворошиловград, 1988; Запорожье, 1991; Санкт-Петербург, 1997, 2000; Москва, 1998; Омск, 2002; Иркутск, 2004). Если в 1981 г. Э.К. Николаев, В.Н. Климов [8] предлагали обучение анестезиолога-реаниматолога начинать с овладения базовой специальностью (хирургия, терапия, акушерство), то уже в 1982 г., учитывая разносторонность, фундаментальность, специфику профессиональной подготовки, приказом МЗ РСФСР № 44 от 20.01.1982 г. была утверждена интернатура по анестезиологии и реаниматологии. Этапы совершенствования постдипломного обучения анестезиологов-реаниматологов представлены в табл.1.

 

Таблица 1

Эволюция постдипломного обучения анестезиологии-реаниматологии

№ п/п

Этапы совершенствования последипломной подготовки

Год

1

Первичная специализация в ГИДУВе, подготовка на рабочем месте или в интернатуре по другой специальности

до 1982

2

Интернатура по анестезиологии и реаниматологии

1982-2004

3

Субординатура + интернатура

1990-1996

4

Клиническая интернатура

1992-2000

5

Отмена субординатуры

1996

6

Очно-заочная форма интернатуры

1996-2000

7

Клиническая интернатура + клиническая ординатура

1995-2000

8

Отмена клинической интернатуры

2000

9

Клиническая ординатура - основная форма подготовки

2000

10

Подготовка в клинической интернатуре по другой специальности с дальнейшей первичной специализацией

2000

 

1990 г. явился новой вехой в истории постдипломного образования нашей специальности. Пленум анестезиологов и реаниматологов России рассмотрел предложение Свердловского медицинского института об организации субординатуры по анестезиологии и реаниматологии. И в этом же году решением Ученого Совета нашего института была утверждена субординатура по анестезиологии и реаниматологии. С 1992 г. приказом МЗ РФ № 173 от 04.06.1992 г. была введена углубленная специализация врачей-интернов на базе клинических кафедр, т.е. клиническая интернатура. С этого времени анестезиологи-реаниматологи проходили двухгодичную подготовку на кафедре, а преподаватели по-лучили возможность обучать будущих анестезиологов-реаниматологов в течение двух лет. Была подготовлена программа двухгодичного обучения (субординатура, интернатура) по специальности [9], которая включала обширный теоретический курс с освещением вопросов патофизиологии, фармакологии, биохимии, организации здравоохранения, правовые вопросы, вопросы общей и частной анестезиологии и реаниматологии, организации анестезиологическо-реанимационной службы в стране и за рубежом. Семинарские занятия за первый год обучения по всем разделам составили 320 часов, за второй год - 160 часов. Эта отлаженная система обучения, к сожалению, просуществовала только 7 лет.

Следует сказать, что до введения субординатуры ежегодно в область направлялось менее 20% необходимого количества специалистов, и укомплектованность на тот период времени (начало 90-х гг.) составляла 35%. 2-х годичная форма обучения обеспечила более стабильный состав врачей на местах, уменьшилось количество ушедших из специальности, к 2000 г. 80% выпущенных в то время специалистов продолжает работать анестезиологами.

Реанимационно-анестезиологическая служба Свердловской области является одной из самых крупных в стране. Она представлена 59 РАО и ОРИТ, где функционирует 285 коек. В 1999 г. в отделениях области пролечено более 22500 больных, проведено около 160000 анестезий. В Свердловской области и г. Екатеринбурге в это время работают 582 анестезиолога-реаниматолога при выделенных 1237 ставках. Совершенно очевидно, что потребность в специалистах постоянно остается высокой.

В связи с этим возникала необходимость подготовки интернов в лечебно-профилактических учреждениях города и области под руководством заведующих отделениями. Для повышения профессионального уровня подготовки анестезиологов-реаниматологов нами была разработана и предложена программа по так называемой "очно-заочной" форме, которая включала стажировку на рабочем месте в течение 7 месяцев и подготовку на кафедре в течение 4 месяцев. Следует уточнить, что так называемый "заочный" цикл проходит только в лечебных учреждениях IV-V категории медицинской помощи, где расположены базы кафедры анестезиологии и реаниматологии. Очно-заочная форма обучения позволила увеличить количество аттестованных специалистов, работающих в ЛПУ Свердловской области, и заметно повысить процент укомплектованности (67% работающих в области анестезиологов прошли через кафедры анестезиологии УГМА).

Независимо от формы обучения (клиническая или "очно-заочная") интернатура по анестезиологии и реаниматологии включала согласно утвержденной МЗ РФ программы (1996 г.) следующие разделы: профессиональная подготовка, смежные специальности и фундаментальные дисциплины.

Профессиональная подготовка составляла 80% основного времени и включала теоретический курс лекций (144-160 часов), семинарские занятия по специальности (240 часов) два раза в неделю по 3 часа, семинары - "круглый стол", обход профессора и(или) доцента один раз в неделю с последующим обсуждением, практическая работа в операционной и отделениях реанимации и интенсивной терапии, обязательные дежурства два раза в неделю. Следует отметить, что рабочая неделя врача-интерна анестезиолога-реаниматолога на некоторых клинических базах составляла 72-76 часов, что соответствует таковой в развитых странах (Англия - 84-88 часов, США - 80-90 часов). Это позволяло нам с максимальной эффективностью использовать год обучения в клинической интернатуре. Смежные специальности, изучаемые интернами: токсикология, интенсивная терапия (144 часа), эндокринология (36 часов), онкология (36 часов) - преподавались на одноименных кафедрах.

Фундаментальные дисциплины были представлены в виде лекционного курса, включающего лекции по клинической фармакологии, биохимии, патофизиологии, организации здравоохранения, менеджменту, информатике (табл. 2).

 

Таблица 2

Учебный план клинической интернатуры по специальности «Анестезиология и реаниматология»

Наименование раздела

Число учебных часов

Общее количество часов

Контроль знаний

практическая работа

семинары

лекции

Организация анестезиолого-реанимационной службы. Вопросы общей анестезиологии

200

20

10

230

зачет

Анестезиология в неотложной хирургии

210

20

10

240

зачет

Анестезиология в плановой хирургии

160

10

6

176

зачет

Анестезиология в акушерстве

160

10

10

180

зачет

Анестезиология в травматологии

154

8

8

170

зачет

Анестезиология в педиатрии

150

10

4

164

зачет

Смежные специальности

Токсикология

100

18

26

144

зачет

Эндокринология

22

10

4

36

зачет

Онкология

28

8

 

36

зачет

Фундаментальные науки

Кл. фармакология

 

16

20

36

зачет

Кл. патофизиология

 

 

8

8

 

Кл. Биохимия

 

 

6

12

 

Экзамен

6

 

6

12

 

ИТОГО

1440

150

138

1728

 

 

В аспекте профессиональной подготовки интерны распределялись по отделениям анестезиологии и интенсивной терапии, где в полном объеме осваивали практические навыки. По графику происходила ротация их пребывания в каждом специализированном от-делении с таким расчетом, чтобы в конце обучения они могли освоить работу в областях, предусмотренных программой, и овладеть определенным объемом практических навыков. Учитывая тот факт, что 50-60% интернов готовились для самостоятельной работы в области, задача кафедры состояла в том, чтобы основу плана подготовки врача анестезиолога-реаниматолога составляла работа в неотложных отделениях и палатах интенсивной терапии. Это отделения общехирургического профиля, неотложной хирургии, травматологии, родильного дома, гинекологии. Работе в реанимационном отделении и палатах интенсивной терапии уделялось 30-40% учебного времени: многопрофильная реанимация; кардиологическое, ожоговое, токсикологическое реанимационные отделения. В течение всего времени прохождения обучения интерны ежемесячно отчитывались о проделанной работе, освоении практических навыков. Полугодовая аттестация включала тестовый контроль и отчет каждого интерна на рабочем совещании врачей отделения реанимации-анестезиологии и сотрудников кафедры.

Одна из форм научно-исследовательской работы интерна - курсовая работа, которая, в зависимости от ее актуальности и научной ценности докладывалась на клинической конференции в больнице, заседании областного научного общества или итоговой научно-практической конференции врачей-итернов. Курсовая работа - заключительный этап практической и научной подготовки врача в ВУЗе, показатель зрелости выпускника как специалиста, выявляющий умение творчески применять полученные знания для решения практических задач.

По окончанию срока подготовки в интернатуре врачи-интерны сдавали выпускной экзамен по специальности. Экзамен проводился в три этапа: первый этап - тестовый контроль; второй - клинический разбор больного, проверка диагностических и лечебных навыков; третий - защита научно-практической работы, собеседование с преподавателями.

С изменением программы подготовки врача и отменой субординатуры мы потеряли год обучения по специальности. Однако один год обучения в интернатуре для любой специальности - это недостаточно, а для такой, как "анестезиология-реаниматология", просто мало. Вместе с тем МЗ РФ предлагает программу непрерывного постдипломного образования сроком 3 года и более (интернатура - ординатура) в соответствии с Европейским стандартом без учета региональных особенностей [1, 2, 3].

Кадровый и научный потенциал, материальная база Уральской государственной медицинской академии позволяли работать по всем направлениям обучения выпускников. Вместе с тем министерский план приема в клиническую интернатуру и ординатуру не отвечает потребностям региона. Укомплектованность анестезиологами-реаниматологами Свердловской области составляла (1999-2000 гг.) и составляет 47, а г. Екатеринбурга - 50%. Ежегодно из 25-30 выпускников УГМА, заключивших договоры с ЛПУ города и области на рабочее место анестезиолога-реаниматолога, только 45-50% имели возможность обучения в клинической интернатуре, а 10% - по программе 3-х годичного образования.

На сегодняшний день анестезиология-реаниматология не включена в перечень специальностей, подготовка по которым осуществляется в клинической интернатуре, а первичная специализация врачей анестезиологов-реаниматологов может осуществляться только в клинической ординатуре в течение двух лет. Таким образом, на новом витке развития мы вернулись к 2-годичной форме обучения (см. табл. 1), а 3-5-летнюю клиническую ординатуру выпускник может позволить себе только на компенсационной основе. Опыт кафедры в подготовке клинических ординаторов по нашей специальности - более 30 лет. Традиционно клинические ординаторы закрепляются за отделениями анестезиологии-реаниматологии, которые являются клиническими базами кафедры. Первые 5-6 месяцев ординаторы обучаются на одной из таких баз. В этот период происходит адаптация молодого врача в профессии, обучение практическим навыкам проведения неосложненной анестезии, методам сердечно-легочной реанимации и азам интенсивной терапии. Задача куратора клинической базы - научить начинающего анестезиолога-реаниматолога провести анестезиологическое пособие пациентам плановой хирургии общехирургического профиля и ориентироваться в ведении больных в многопрофильной реанимации. По сути, первый год обучения в клинической ординатуре соответствует профессиональной подготовке анестезиолога-реаниматолога в клинической интернатуре. Второй год клинической ординатуры посвящен ознакомлению молодого специалиста с вопросами обезбо-ливания и интенсивной терапии в специализированных отраслях медицины (схема).

В настоящее время увеличивается потребность здравоохранения Свердловской области во врачах анестезиологах-реаниматологах, она составляет 20-25 специалистов ежегодно. Это обусловлено не только развитием здравоохранения в таких крупных регионах как наш (4,5 млн. жителей), но изменением структуры оказания медицинской помощи и характера оперативных вмешательств. Аккредитация и лицензирование учреждений здравоохранения области привели к концентрации наиболее сложных больных и технологий в больницах 4-5 уровня, где значительно увеличился поток больных, а также в специализированных отделениях и центрах (кардиохирургический, офтальмологический, микрохирургический нейрохирургический и т.д.). Кроме того, во многих специализированных центрах и отделениях терапевтического профиля организуются и успешно работают палаты и блоки интенсивной терапии, где основными специалистами являются врачи анестезиологи-реаниматологи.

Развитие малоинвазивных и эндоскопических вмешательств позволило уменьшить состав хирургической бригады, таким образом увеличивая количество бригад и, следовательно, потребность во врачах-анестезиологах. В большинстве больниц 5 и даже 4 уровня для обеспечения таких операций вводятся дополнительные ставки врачей-анестезиологов, вопреки приказу №841 от 11.06.86 г.

Несмотря на то, что программа 2-3-х годичного непрерывного постдипломного медицинского образования и подготовки специалистов дает в целом хорошие результаты и отвечает в большей степени требованиям европейского стандарта, мы имеем возможность подготовить ежегодно только 8-10 выпускников, так как ограничены наличием мест в ординатуру, определяемых МЗ РФ.

 

Первичная постдипломная подготовка анестезиолога-реаниматолога: опыт, проблемы, перспективы

 

Заслуживают пристального внимания вопросы профессионального обучения анестезиологов-реаниматологов, опубликованные в одном из номеров Европейского анестезиологического журнала.

Требования по специальности «анестезиология, реаниматология и интенсивная терапия» были выработаны соответствующей секцией Европейского профессионального медицинского союза (ЕПМС) в декабре 1993 г. (4). С тех пор было утверждено несколько законопроектов, в которых были сформулированы задачи профессиональной подготовки, а также выработаны стандарты поддержания качества образования. Среди них:

- закон о непрерывном медицинском образовании;

- закон об обеспечении качества (1996 г.);

- закон о посещении обучающих центров (1997 г.).

Рекомендации по подготовке врачей по анестезиологии ЕС (2001 г.) содержат перечень тех теоретических знаний, умений и профессиональных действий, которые обязательны для современного работающего в области анестезиологии специалиста. Они не касаются дополнительной подготовки в субспециальностях, проводимой после признания компетентности специалиста. Признанием качества профессиональной подготовки кандидата является европейский диплом по анестезиологии и интенсивной терапии, который получает специалист после сдачи экзамена.

Основные задачи постдипломного обучения: подготовить специалиста, способного правильно действовать во всех относящихся к профессии ситуациях, разработать минимальный стандарт обучения, его оценки в анестезиологии, который может быть принят во всех странах Европы. Установить стандарт базисного обучения в интенсивной терапии, создать основу для дальнейшего обучения навыкам управления в интенсивной терапии.

Определены требования к учебным программам, которые включают в себя основные вопросы обезболивания, защиты пациента от хирургической агрессии, распознавание и лечение основных синдромов критических состояний. Большое внимание уделяется уровню научных знаний по физиологии, фармакологии, физике, анатомии; пониманию роли и задач доказательной медицины, оценок качества, аудиторских исследований.

Европейское общество (ЕО) анестезиологов внедрило программу контроля качества обучения путем посещения госпиталей. Основной целью этой программы является оценка широты предлагаемых клинических обучающих методик, уровня теоретической и практической подготовки, возможности индивидуального обучения и доступность научно-исследовательской работы. В состав комиссии входят три члена: представители ЕО, академии анестезиологии, принимающей стороны. Составляется конфиденциальный отчет о результатах посещения. При благоприятном исходе учреждению выдается соответствующий сертификат, заверенный обеими организациями.

Оптимальной оценкой практической деятельности молодого специалиста является дневник обучающегося, рекомендуемый Европейским союзом (4). Цель ведения дневника - демонстрация объема количественной и качественной характеристик обучения врача; проверка объема количественных и качественных составляющих подготовки, предлагаемой данной кафедрой и лечебным учреждением; сравнение уровня подготовки специалистов в разных учреждениях и странах. В нашей стране остается еще много нерешенных вопросов, связанных с постдипломной подготовкой специалистов: продолжительность обучения, привлечение выпускников в специальность, оценка качества подготовки, программа посещения центров обучения, использование симуляторов и программ виртуального обучения.

В настоящее время заслуживает особого внимания проблема укомплектованности лечебно-профилактических учреждений города и области анестезиологами-реаниматологами, которая неразрывно связана с вопросами продолжительности обучения и привлечения выпускников в нашу специальность.

В связи с этим мы предлагаем 2-х годичное обучение анестезиологов-реаниматологов по непрерывно-прерывному циклу, так называемый очно-заочный вариант. Выпускники, заключившие договор с ЛПУ области или города, в течение 1 года обучаются в интернатуре по предложенной выше схеме, 2-й год работают в одном из крупных реанимацонно-анестезиологических отделений города или области под руководством сотрудников кафедры и руководителей службы с ежемесячным контролем дневника и сдачей зачета. Одним из важных звеньев в процессе подготовки врачей является выработка у них клинико-физиологического подхода, направленного на оценку состояния здоровья пациентов, определение степени операционного и анестезиологического риска, выбор и обеспечение адекватной анестезии, отработка тактики интенсивной терапии при критических состояниях, различных заболеваниях и патологических синдромах. По окончании срока обучения интерны сдают сертификационный экзамен. Следует напомнить, что обозначенное в образовательном стандарте [10] проблема подготовки врачей силами отделений анестезиологии и реаниматологии городских больниц в г. Екатеринбурге и Свердловской области решена 5 лет назад, и обучение этой специальности передано полностью в ведение кафедр анестезиологии и реаниматологии УГМА.

В тех случаях, когда существует необходимость подготовки анестезиолога-реаниматолога для специализированной службы, в частности, кардиохирургия, нейрохирургия, пульмонология, кардио- и нейрореаниматология, сроки обучения в клинической ординатуре (интернатуре) следует увеличить до трех лет.

В дальнейшем молодые специалисты имеют возможность совершенствовать свои навыки и знания на кафедрах анестезиологии-реаниматологии факультетов постдипломного образования по различным направлениям: проблемы анестезиологии в акушерстве, вопросы респираторной поддержки в анестезиологии и реаниматологии, интенсивная терапия экзо- и эндотоксикозов, хирургические методы детоксикации, особенности обезболивания и интенсивной терапии в педиатрии, актуальные проблемы анестезиологии и реаниматологии и др.

С целью привлечения выпускников лечебно-профилактического и педиатрического факультетов предлагается организовать факультативное преподавание основ анестезиологии-реаниматологии и интенсивной терапии для студентов 4-5 курсов. Основу тематики занятий составят базовые клинико-физиологические проблемы нашей специальности, вопросы частной анестезиологии и нозологических форм, требующих интенсивной терапии. При плотности занятий 2-3 в течение месяца за период 2 года может быть проведено около 40 лекций и семинаров. Кроме того, организация дежурств студентов-добровольцев с дежурной бригадой анестезиологов больницы будет способствовать приобретению практических навыков и пробуждению интереса к специальности.

Считаем необходимым внедрение в подготовку специалистов технических средств обучения, использование обучающих манекенов и симуляторов. Моделирование клинических ситуаций с помощью симуляторов позволяет обучаться на запрограммированных ошибках, от которых не застрахован ни один практикующий анестезиолог, без вреда для пациента. Более того, имеется возможность моделирования редких клинических ситуаций, которые не встречаются в процессе учебы. Применение технических средств обучения должно идти по принципу "от простого к сложному". {7.6} Молодым врачам в течение первого месяца необходимо освоить на манекенах и тренажерах практические навыки пункции периферических вен, интубации трахеи, сердечно-легочной реанимации с компьютерным контролем эффективности действия; изучить отечественную и зарубежную наркозно-дыхательную аппаратуру, которой оснащена больница. Только после успешного завершения этих занятий ординаторы (интерны) могут иметь доступ в операционные и палаты интенсивной терапии. Не менее важное значение в совершенствовании практических навыков имеет работа в патолого-анатомическом отделении.

Думается, что нам следует уделить серьезное внимание разработке объединенного дневника по анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии. Регулярное заполнение, проверка качества ведения, указание необходимого минимального количества выполненных манипуляций, пособий, кураций пациентов позволят не только дисциплинировать молодого специалиста, но и несомненно улучшат качество его подготовки.

Решение проблем и совершенствование преподавания анестезиологии и реаниматологии позволит нашим выпускникам в реальные сроки подготовиться к защите европейского диплома по анестезиологии и интенсивной терапии, который представляет собой многоязыковый документ о законченном обучении [12].

 

Выводы

1. Опыт первичной постдипломной специализации свидетельствует, что подготовить квалифицированного специалиста за один год нереально. Следовательно, для перехода на более длительные сроки обучения имеет смысл объединить разные формы подготовки в соответствии с социальным заказом, в частности, использовать двухгодичное непрерывно-прерывное (очно-заочное) обучение анестезиологии и реаниматологии.

2. Создать региональную комиссию контроля качества обучения анестезиологов-реаниматологов в составе главного специалиста Управления здравоохранения, сотрудника кафедры и представителя лечебного учреждения (принимающей стороны), что позволит контролировать подготовку врача, лучше узнать нужды здравоохранения и оперативно на них реагировать.

3. Внедрить в процесс обучения анестезиолога-реаниматолога технические средства обучения (обучающие манекены и симуляторы), что позволит быстро и качественно освоить минимальный объем профессиональных практических навыков и снизить процент типичных ошибок в повседневной практике.

4. Объединенный дневник обучающегося по разделам «анестезиология», «реаниматология» и «интенсивная терапия» дисциплинирует, решает проблемы контроля и позволяет улучшить квалификацию молодого специалиста.

5. Организация факультативного преподавания анестезиологии-реаниматологии на 4-5 курсах формирует стремление овладеть нашей специальностью, способность творческого подхода, навыки врачебного мышления и способствует привлечению выпускников в анестезиологию и интенсивную терапию.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бунятян А.А., Выжигина М.А., Мещеряков А.В. Постдипломная специализация по анестезиологии и реаниматологии: Опыт, возможности, перспективы // VI Всероссийский съезд анестезиологов-реаниматологов: Тез. докл. - М., 1998. - С.71.

2. Бунятян А.А., Выжигина М.А., Мещеряков А.В. Постдипломная специализация по анестезиологии и реаниматологии. Проблемы и перспективы // Материалы VII Всероссийского съезда анестезиологов и реаниматологов: Тез. докл. - СПб, 2000. - С.33.

3. Бунятян А.А., Мещеряков А.В., Выжигина М.А. Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по анестезиологии-реаниматологии // Материалы VIII Всероссийского съезда анестезиологов и реаниматологов: Тез. докл. - Омск, 2002. - С.12.

4. Долина О.А., Малышев В.Д., Бобринская И.Г., Жданов Г.Г., Федоровский Н.М., Свиридов С.В. Преподавание анестезиологии и реаниматологии в медицинских вузах России // Анестезиология и реаниматология. - 2004. - № 2. - С.4-5.

5. Европейский профессиональный медицинский союз и профессиональное обучение специалистов / Европейский журнал анестезиологии. 2001, №18, 561-571. Анестезиология и реаниматология. - 2002. - № 3. - С 4-8.

6. Лампотанг С. Виртуальный наркозный аппарат Update in Anaesthesia. - 2003. - Vol. 9. - P.40-41.

7. Лебединский К.М., Кондаков С.Б., Афанасенко К.А. Опыт факультативного преподавания анестезиологии и интенсивной терапии студентам Педиатрической медицинской академии Материалы научно-практической конференции "Настоящее и будущее анестезиологии и реаниматологии". - СПб, 1997. - С.60-61.

8. Николаев Э.К., Климов В.Н. К вопросу о дальнейшем совершенствовании преподавания анестезиологии и реаниматологии в медицинском вузе // Материалы II Всероссийского съезда анестезиологов-реаниматологов. - Красноярск, 1981. - С.112-113.

9. Николаев Э.К., Давыдова Н.С. Программа субординатуры по анестезиологии и реаниматологии. - Свердловск, 1990. - 25 с.

10. Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов. Специальность № 04.01.03 - Анестезиология и реаниматология. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 191с.

11. Симпсон П. Как подготовиться к защите европейского диплома по анестезиологии // Освежающий курс лекций: Актуальные проблемы анестезиологии и реаниматологии. - 2004. - Вып. 9. - С.232-238.

12. Теплов М.Ю. Опыт применения технических средств обучения в подготовке интернов анестезиологов-реаниматологов Материалы научно-практической конференции "Настоящее и будущее анестезиологии и реаниматологии". - СПб, 1997. - С.69.

 

  • 0
Читайте также:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.