П.И. Миронов, Н.В. Асафьева
Башкирский государственный медицинский университет, г Уфа
Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права, г. Уфа
П.И. Миронов, д.м.н., профессор кафедры скорой помощи и медицины катастроф института последипломного образования Башкирского государственного медицинского университета, г. Уфа.
Резюме
Дизайн - проспективное, нерандомизированное, обсервационное исследование. Целью нашего исследования явилась сравнительная оценка распространенности и психологических особенностей синдрома "профессионального выгорания" у врачей и палатных медицинских сестер поливалентных отделений реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ). Добровольному тестированию по методикам К. Маслач и В.В. Бойко подвергнут 121 анестезиолог и 103 медицинские сестры 13 ОРИТ.
Выявлено, что "эмоциональное выгорание" в различных стадиях своего развития отмечается примерно у 80,0 % медицинских сестер отделений интенсивной терапии и менее чем у 50% врачей анестезиологов-реаниматологов. Достоверно чаще более выраженные формы "эмоционального выгорания" формируются у медицинских сестер ОРИТ. Возраст и профессиональный стаж достоверно влияют на развитие "профессионального выгорания" только у врачей анестезиологов-реаниматологов.
Известно, что в процессе жизнедеятельности личностью используются механизмы психологической защиты в форме полного или частичного выключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Как правило, это функциональный стереотип, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать ресурсы организма. В ряде случаев негативные эмоции способны привести к психоэмоциональному истощению индивидуума и развитию так называемого синдрома "эмоционального выгорания", чаще всего, приобретаемого в сфере профессиональной деятельности [1-5]. Основоположник идеи выгорания C. Maslach определяет данное понятие как "синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам" [6].
По ее мнению "профессиональное выгорание" может протекать в виде трех стадий. На первой стадии выгорания индивидуум истощен эмоционально и физически и может жаловаться на головные боли, частые острые респираторные заболевания и различные боли. Для второй стадии характерны два дополнительных набора симптомов - это чрезмерная стандартизация рабочей деятельности при негативном отношение к пациентам и коллегам, сопровождающееся снижением самооценки и переживанием чувства вины. На этих этапах выгорания патологическая симптоматика исчезает вне сферы профессиональной деятельности. Заключительная стадия или полное выгорание выливается в полное отвращение ко всему на свете. Жизнь кажется человеку неуправляемой, он не способен выражать свои эмоции, и неспособен сосредоточиться [6, 7]. На первых двух стадиях выгорания индивидуум может восстановиться, но для этого ему необходимо либо научиться жить с тем, что есть, либо изменить ситуацию [4, 5, 7]. Последствия выгорания медицинского персонала могут повлиять как на саму личность, так и профессиональную деятельность - ухудшается качество выполнения работы, утрачивается творческий подход к решению задач, растет число профессиональных ошибок, увеличивается число конфликтов на работе и дома, наблюдается смена рабочего места или профессии [3, 8, 9].
Целью нашего исследования явилась сравнительная оценка распространенности и психологических особенностей синдрома "профессионального выгорания" у врачей и палатных медицинских сестер поливалентных отделений реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ).
Материал и методы исследования
Проспективное, нерандомизированное обсервационное исследование осуществлено на основании добровольного тестирования 121 анестезиолога 13 ОРИТ, г. Уфы и 103 медицинских сестер 7 ОРИТ г. Уфы за период 25.09.2004 г. по 1.04.2005 года. Критерии включения - стаж работы в ОРИТ не менее 1 года и отсутствие хронических заболеваний в стадии субкомпенсации (бронхиальная астма, сахарный диабет). Средний возраст исследуемых врачей -37,0+2,1 года, стаж - 10,9+2,3 лет. Средний возраст сестер 27,5+2,2 года и стаж 7,1+0,7 лет
Использовались следующие методики: опросник на выгорание К. Маслач и С. Джексон в модификации Н.Е. Водольяновой [2], методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко [1].
Опросник на выгорание К. Маслач и С. Джексон Maslach Burnout Inventory (MBI). Испытуемым необходимо ответить, как часто они испытывают чувства, перечисленные в опроснике. Для этого на бланке для отве тов надо отметить по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте мыслей и переживаний испытуемого: "никогда", "очень редко", "иногда", "часто", "очень часто", "каждый день". Всего опросник имеет три шкалы: "эмоциональное истощение" (проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении, в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии) "деперсонализация" (проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми, повышении зависимости от других или, напротив, негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (пациентам, подчиненным, ученикам) и "редукция личных достижений" (проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, снижении значимости собственных достижений, в ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности или отстранении ("уходе") от обязанностей по отношению к другим). Обработка результатов происходит путем сопоставления с "ключом". Чем больше сумма по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны "выгорания".
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. Данная методика выявляет как наличие "выгорания", так и степень эмоционального выгорания, под которым автор понимал выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключение эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. В.В. Бойко предлагает ряд утверждений, по каждому из которых, необходимо высказать своё мнение. Если испытуемый соглашается с одним из них, ему надо поставить около соответствующего номера "да", если не согласен - то "нет". Автор выделяет три фазы "напряжение", "резистенция", "истощение" и 12 симптомов характеризующих эти фазы
- напряжение (переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, "загнанность в клетку", тревога и депрессия),
- резистенция (неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально - нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей),
- истощение (эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения).
Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов - не сложившийся симптом, 10-15 баллов - складывающийся симптом, 16 и более - сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме "эмоционального выгорания". Результаты исследования обработаны с использованием пакета программ STATISTICA - 6.0 for Windows.
Результаты и их обсуждение
Наличие эмоционального выгорания при тестировании по К. Маслач отмечено у 64,7% респондентов. Методика В.В. Бойко показала, что эмоциональное выгорание отмечается 69 (62,0%) исследуемых. Нами установлена устойчивая и сильная корреляционная связь между результатами тестирования по этим двум методикам (r= 0,67; p=0,031). В тоже время выраженность каждого из симптомов, характеризующего фазы выгорания имеет определенный качественный разброс, величина которого связана и с профессиональным статусом (табл. 1). Например степень распространенности проявлений "эмоционального выгорания среди врачебного персонала ОРИТ почти вдвое ниже чем у среднего медицинского персонала ОРИТ. По методике К. Маслач соответственно 48,0% и 82,3%, по В.В. Бойко 44,6% и 78,7%.
Таблица 1
Сравнительная характеристика фаз профессионального выгорания у среднего медицинского персонала и врачей ОРИТ
Приведенные данные указывают, что у медицинских сестер ОРИТ несмотря на меньший стаж работы отмечаются значительно более глубокие процессы выгорания. Достоверно чаще (p<0,01) у лиц находящихся на стадиях деперсонализации или резистенции. Да и полностью выгоревшие индивидуумы среди медсестер встречаются достоверно чаще (p<0,05), особенно при тестировании по методике К. Маслач (5,0 и 44,5%). Причем, результаты тестирования по данной методике указывают, что у медицинских сестер "профессиональное выгорание" складывается в основном не за счет эмоционального истощения, а вследствие редукции личных достижений. Cтепень выраженности редукции личных достижений компенсируется деперсонализацией, то есть чем более выражена редукция, тем чаще развивается деперсонализация.
У анестезиологов-реаниматологов эта зависимость не определяется, что может быть связано либо с отсутствием данного механизма развития "профессионального выгорания", либо с сознательным скрытием информации респондентами. Причем, достоверность последнего предположения подтверждается фактом достоверности различий (p<0,05) в уровне корреляционных взаимосвязей по результатам тестирования по методикам К. Маслач и В. В. Бойко среди врачей и медицинских сестер, соответственно r = 0,55 и r = 0,73.
При исследовании корреляционной взаимосвязи между различными видами/фазами "эмоционального выгорания" была обнаружена выраженная прямая корреляция между различными видами ЭВ у сотрудников ОРИТ. Наиболее значимые и достоверные (p<0,05) взаимосвязи представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительная оценка корреляционных связей между различными компонентами "профессионального выгорания" у медицинских сестер и врачей ОРИТ
Данные таблицы позволяют отметить, что корреляция фаз выгорания является более значимой при углублении процесса и выявляется у лиц, у которых формируется стадия истощения или эмоциональное истощение. Кроме того, необходимо обратить внимание на явное несоответствие взаимосвязей между эмоциональным истощением и деперсонализацией и эмоциональным истощением и редукцией личных достижений среди анестезиологов реаниматологов и палатных сестер ОРИТ. Эти данные способны подтвердить наше предположение о сознательной или бессознательной коррекции ответов на тесты среди врачей. Вполне возможно, что необходима определенная адаптация теста К. Маслач для лиц с более высоким образовательным уровнем.
Средний возраст врачей страдающих "эмоциональным выгоранием" составил 44,3±3,1 года, то есть вполне возможна связь выгорания с возрастом и стажем работы врача анестезиолога-реаниматолога. Осуществленный нами факторный анализ по Спирмену показал отсутствие значимых различий в исследуемых показателях среди мужчин и женщин врачей. Изучение влияния возраста и стажа трудовой деятельности в формирование синдрома ( у мужчин и женщин отдельно) показало, что для мужчин стаж значимый фактор, влияющий на показатель "истощение" (p = 0,0091). А возраст врача достоверно влияет на его формирование вне зависимости от пола ( р=0,016 для мужчин и 0,049 для женщин).
Что касается среднего медицинского персонала, нами отмечено наличие достоверных различий (р = 0,023) в возрасте медицинских сестер с сформировавшимся СПВ (23,51±2,26 лет) и его отсутствием (31,14±2,27 года). Вероятно, выгорание одна из причин смены места работы и профессии у палатных сестер ОРИТ после 3-4 лет работы. А развитие выгорания связано скорее не с экспозицией дозы психотравмирующих факторов, а с выраженной их интенсивностью.
Таким образом, продолжительные многообразные и сложные когнитивно-эмоциональные ситуации общения в профессиональной среде анестезиологов-реаниматологов предъявляют высокие требования к коммуникативной компетентности. Способность медицинского персонала ОРИТ не замечать свои эмоции несомненно привлекательны для общества, когда они помогают справиться больному с тяжелым заболеванием, но это состояние без должной социальной поддержки снижает ресурс здоровья специалистов.
В настоящее время эпидемиология эмоционального выгорания в практике медицинских работников практически не изучена. С данным термином недостаточно ознакомлены не только практикующие врачи и административное звено лечебно профилактических учреждений, но и специалисты, занимающиеся обучением врачей и медицинских сестер, а также лица ответственные за менеджмент медицины.
Необходимо помнить, что существует ряд психоэмоциональных состояний человека, которые способны резко уменьшить его мотивацию в том числе и связанную с его профессиональной деятельностью и необходимо привлекать внимание к проблемам разрушающего здоровья стресса в медицинской практике.
Выводы:
1. "эмоциональное выгорание" в различных стадиях своего развития значительно чаще встречается у медицинских сестер отделений интенсивной терапии (около 80 % респондеров), по сравнению с врачами анестезиологами реаниматологами (менее 50% тестируемых);
2. у медицинских сестер ОРИТ профессиональное выгорание" формируется достоверно чаще в более выраженной форме и при меньшем стаже профессиональной деятельности;
3. зависимость развития выгорания от возраста и профессионального стажа более характерна для врачей анестезиологов-реаниматологов;
4. существует настоятельная необходимость изучения эпидемиологии синдрома "эмоционального выгорания" и определения путей социальной и юридической профилактики формирования синдрома у персонала ОРИТ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М: Академический проект; 1996.
2. Водопьянова Н.Е. Синдром "психического выгорания" в коммуникативных профессиях. В кн. Никифоров Г.С. (ред.) Психология здоровья. СПб.: Изд-во СпбГУ; 2000. 548-573.
3. Зильбер А.П. Этика и закон в медицине критических состояний. Этюды критической медицины. Петразаводск: Изд-во ПетрГУ; 1998.
4. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы. Психологический журнал 2001; 22 (1): 90-101.
5. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. Психологический журнал 2002; 23 (3): 85-95.
6. Maslach C., Schaufeli W. History and conceptual specificity of burnout. Recent development in theory and research, Hemisphere.- 1993- New-York.
7. Робертс Г. А. Профилактика выгорания. Обзор современной психиатрии 1998; 1: С.39-46.
8. Федоровский Н.М., Григорьева О.М. К вопросу о "синдроме профессионального выгорания" у анестезиологов-реаниматологов. Вестник интенсивной терапии; 2004; 5: 65-66.
9. Юрьева Л.Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция. Днепропетровск:. Изд-во Днепропетровской мед.академии. 2003.
Рецензия на статью "Распространенность и характеристика синдрома "эмоционального выгорания" у персонала отделений интенсивной терапии" (д.м.н. И.О.Елькин)