За полвека своего существования служба анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии (АРИТ) стала неотъемлемым структурным элементом современного лечебного учреждения. Её создание заметно повысило выживаемость при целом ряде критических состояний: политравме, шоке, тяжёлой дыхательной недостаточности различного генеза, инфаркте миокарда и ряде других. Достигнутые результаты, появление новых технологий интенсивного ведения больных послужили побудительным мотивом для дальнейшего увеличения коечной мощности и инвестиций как в повседневную работу отделений, так и в научные разработки. Однако уже в начале 90-х годов прошлого столетия было отмечено, что затраты перестают позитивно влиять на конечные результаты лечения - наблюдается снижение прироста пользы, заключающейся в снижении общей летальности, сокращении длительности пребывания в стационаре и повышении качества жизни [1, 3]. В некоторых крупных реанимационных центрах умершие пациенты в сумме потребляют больше средств, чем выжившие [3]. Действительно, мы наблюдаем постоянное подорожание респираторов, мониторов, расходных материалов, новых антибиотиков и препаратов крови.
В этих условиях в крупных госпиталях некоторых европейских странах новой тенденцией стало структурирование отделений интенсивной терапии на уровни в зависимости от выполняемых задач, тяжести больных и отличающиеся численностью персонала, насыщенностью и сложностью оборудования [5-6]. Такой подход повышает рациональность использования материальных ресурсов и персонала. Объективному подразделению больных по тяжести состояния способствуют балльные измерительные системы - шкалы. В этом отношении наиболее широкое признание получили шкалы количественной оценки общей тяжести состояния - АРАСНЕ - II и SAPS - II, TISS [2,7]
Безусловно, проблемы развития службы АРИТ в СССР, а в последующем и в России имеют и свою специфику. Прежде всего они связаны с особенностями организации общества в целом и здравоохранения (з\о) в частности. Дефицитный принцип финансирования медицины самым серьёзным образом отражается и на функционировании АРИТ. При революционных изменениях в политических и экономических основах общества изменения в принципах организации З\о практически не ощутимы. Так служба АРИТ до сих пор работает по Приказу ╧841 от 1986 года. Главные проблемы, стоящие перед реанимационно-анестезиологической службой сегодня: организационные, дефицит кадров и низкая зарплата, образовательные, экономические и социально-правовые. Неудивительно, что в отдельных регионах страны в ответ на требование времени и в силу необходимости разрешения накопившихся проблем стали появляться примеры организационных инициатив [4]. Существующая в стране законодательная база позволяет субъектам федерации утверждать свои нормативные акты, не входящие в противоречие с имеющимися федеральными приказами. Статья известного и опытного анестезиолога-реаниматолога, главного специалиста МЗ Свердловской области А.Л. Левита "Организация работы реанимационно-анестезиологической службы в Свердловской области в XXI веке. Решённые и нерешённые проблемы" - демонстрация не только позиции, но и характеристика конкретных практических шагов, сделанных в крупном промышленном регионе. Первым таким документом, касающимся деятельности реанимационно-анестезиологической службы (РАС) в Свердловской области, явился приказ ГУЗ Свердловской области ╧105-п от 20.03.1989, в котором определялась необходимость создания областных и межрайонных центров, их задачи и оснащение. Территориальный стандарт деятельности РАС Свердловской области включает в себя все разделы: кадры, койки ИТ, материально-техническую базу, объем помощи, показания к госпитализации в ОАР в зависимости от мощности (уровня отделения). В отличие от приказа ╧841, организация ОАР возможна в небольших больницах, и количество коек ИТ может варьировать в зависимости от потребностей, а штатное расписание "привязано" к объему и характеру реанимационно-анестезиологической помощи в конкретной больнице. С 2001 года в области принята "Программа гарантий доступности и качества медицинской помощи на интенсивном этапе лечения в стационарах Свердловской области" с утверждением временных стандартов и положения о вневедомственной экспертизе качества помощи.
Автор является убеждённым сторонником стандартизации ИТ: стандарты стимулируют руководителей З\о к улучшению кадрового и материально-технического обеспечения ОРИТ, принося выгоду как пациенту, так и медицинскому персоналу. Особого внимания заслуживает разработанная система стандартизации ИТ на основе ведущего, наиболее жизнеугрожаемого синдрома, которая включает критерии определения синдрома и госпитализации в ОРИТ, объём мониторинга, лекарственный формуляр и перечень расходного материала, а также рекомендации по терапии. Вполне вероятно, что отдельные положения работы и промежуточные заключения автора найдут как сторонников, так и оппонентов, послужив предметом для последующих дискуссий. Это касается и самого подхода к стандартизации в ИТ, оценки эффективности ИТ на основе качества жизни больного, роли Федерации Анестезиологов и Реаниматологов РФ в разработке стандартов и рекомендаций и нормативных актов.
Проблемы службы АРИТ во многом являются отражением концептуальной неопределённости развития Здравоохранения в Российской Федерации. К огромному сожалению, в ближайшие годы мы вряд ли сможем достичь среднеевропейского уровня в кадровом обеспечении, уровне подготовки и оснащении надёжным оборудованием. Этот путь более долог, чем ожидалось в начале 90-х, и время его преодоления вряд ли кто определит. Оставаясь сторонниками единого подхода к организации службы АРИТ в стране в целом, мы полагаем, что в условиях отсутствия адекватного Приказа федерального уровня, усугубляющегося кадрового дефицита и крайне скудного финансирования, следует поддержать инициативы специалистов в регионах по созданию временных локальных нормативных актов и положений, позволяющие не только стабилизировать ситуацию, но и повысить доступность и качество оказания помощи. Более того, некоторые предложения по организации работы службы, прошедшие апробацию на практике, могли бы стать основой определённых разделов будущего федерального приказа.
Литература
1. Spivak D. The high cost acute health care: a review of escalating costs and limitations of such exposure in ICU. Am Rev Respir Dis 1988; 2: 493 - 498.
2. Knaus W, Draper E, Wagner D. et al. APACHE II: a severity of disease classification system. Crit Care Med 1985; 10: 818-829.
3. Ridley S, Biggam А, Stone Р. Cost of intensive therapy. A description of methodology and initial results. Anaesthesia 1991; 7: 523 -530.
4. Хальфин Р. А. Система лицензирования и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности в Свердловской области. Р. А. Хальфин, Л. В. Путилова, С. Л. Леонтьев. Екатеринбург: Издательство "Екатеринбург", 1998, 84 с.
5. Baldock G. The impact of organizational change on outcome in an intensive care unit in the United Kingdom Intensive Care Med. - 2001. - Vol. 27: 865-872.
6. Dimick J. P. Pronovost, P. Lipsett Hospital and ICU organizational structure and quality of care for surgical patients. Yearbook of Intensive Care and Emergency Medicine, 2003; P. 934-944.
7. Edbrooke D. Relationship between TISS and cost in ICU. Intensive Care Med 1998; 10:995- 996.